Вегетарианство: Красота и Доброта

Вегетарианство: Красота и ДобротаВегетарианство: Красота и Доброта

ВЕГЕТАРИАНСТВО И КРАСОТА

     Наиболее совершенные образцы стройности человеческого тела встречаются только между такими племенами, которые не едят мяса и ведут воздержанную жизнь.
Грэхэм

     Когда европейцы открыли на одном из небольших островов Филиппинского архипелага племя, находившееся по уровню развития в каменном веке, то были поражены здоровым и моложавым видом этих людей: стройные фигуры, сохранившиеся в старости зубы, отсутствие болезней. Этим людям было неизвестно применение огня, они не умели изготавливать орудия из металла, а, следовательно, не могли убивать животных и жарить их мясо. Это были настоящие вегетарианцы-сыроеды. Европейцы быстро приобщили их к достижениям цивилизации, дали оружие, научили пользоваться огнем. Представители племени стали употреблять в пищу мясо, а через некоторое время — страдать от тучности и болезней. Эти факты не требуют комментариев.
     Понятие красоты всегда связывалось в нашем представлении со здоровьем и стройностью фигуры. Идеал красоты в античности — это в первую очередь гармоничное тело. Красота стройного человеческого тела, запечатленная на картинах великих художников Джорджоне и Боттичелли, пленяет нас. Ренессанс в изобразительном искусстве отличало воспевание обнаженного тела. Именно оно, а не лицо, его выражение, в центре внимания художника. Культ прекрасного тела в работах художников Возрождения ощущается прежде всего в композиции картины. Например, композиционным центром картины «Спящая Венера» Джорджоне оказывается не лицо молодой женщины, а ее прекрасная фигура.
     Этой красотой человек может быть награжден природой. Но красоту может дать человеку и образ жизни. И не последняя роль здесь отводится вегетарианству, которое предлагает человеку естественный для него способ питания.
     В самом деле, насколько привлекательны энергичные, подвижные, жизнерадостные люди, не страдающие от недугов. А ведь именно растительная пища дает человеку энергию и бодрость. Привлекательность хочется сохранить как можно дольше: долголетие, к которому ведет вегетарианство, означает также и сохранение физической привлекательности.
     Есть, однако, и еще один вид красоты, которая привлекала великих художников: Эль Греко, Рублева, Феофана Грека. Это — внутренняя красота человека, отражение ее в выражении лица, в жестах. В своих работах эти художники стремились перевести на язык изобразительного искусства душевное состояние человека, его внутренние характеристики. Задача художников была парадоксальной — передать через видимое глазу то, что нельзя увидеть. В творениях этих мастеров представали люди, не пленявшие красотой линий тела, а, наоборот, с нарушенными пропорциями тела: фигуры вытягивались вверх, лица поражали худобой. Но эти лица или горели экстазом, который подчеркивали жесты; или светились глубокой добротой, а поза выражала кротость, душевный покой. Это совсем иная красота: лишенная совершенных пропорций и линий, она может покорять сильнее, чем внешнее совершенство, ведь она тесно связана с добротой, благородством, духовностью человека. Вот об этих человеческих качествах, приводящих людей к вегетарианству, и пойдет речь в следующем разделе.

ВЕГЕТАРИАНСТВО И ДОБРОТА

     Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что тот не может быть добрым человеком, кто жесток с животными.
Шопенгауэр

     Люди, будьте гуманны! Это ваш первый долг. К чему вся ваша мудрость без милосердия?
Руссо

     Слова Ж.-Ж. Руссо о доброте как о первом долге человека отражают отношение к этому качеству общества. Сторонники вегетарианства, например, указывают, что воспитание доброты в человеке столь важно, что нельзя оставлять без внимания один из путей ее достижения — вегетарианство. Пифагор так выражал эту мысль: «Кто возмущается убийством других созданий, как делом несправедливым и неестественным, тот сочтет еще более беззаконным убивать человека или начинать войну». Эту же мысль выразил в стихотворной форме Овидий, излагая учение великого философа:

Люди! Убить человека не трудно тому, кто, внимая
Жалким предсмертным блеяньям, режет телят неповинных,
Кто убивает ягненка, чьи слабые вопли подобны
Плачу дитяти; кто птицу небесную бьет для забавы
Или, нарочно, — своею рукою вскормив, — пожирает!

     Руссо, как и другие вегетарианцы, был убежден, что питание мясом отражается на характере человека: «Чрезвычайно важно не искажать природного вкуса и не делать детей плотоядными, если не ради их здоровья, то хотя бы ради их характера, потому что, чем бы это ни объяснялось, а достоверно, что большие охотники до мяса вообще бывают людьми жестокосердными». И еще: «Дикари вообще жестоки, и эта жестокость имеет своим источником не природу их, а пищу».

     Эту же мысль высказывал и философ античности Сенека: «Жестокость неизбежно становится присущей человеку, лишь только он прибегает к убийству ради удовлетворения похоти и обжорства».

     Один из основоположников морфологии и географии растений, русский ботаник-эволюционист А.Н.Бекетов высшим проявлением человеческой природы называл гуманность и считал главной , задачей человека освободиться от «давящей его животности», а мешал этому, по его мнению, способ питания современного человека — мясной пищей.
     Многие авторы работ по вегетарианству не только видели прямую связь между питанием мясом и жестокостью, но также считали, что питание мясом — причина агрессивности человека и источник войн. В качестве доказательства они приводили изменения в характере животных, например медведей, которые становились агрессивными, как только их начинали кормить мясом.
     Мысль о связи насилия, войн с жестокостью по отношению к животным выразил в поэтической форме английский поэт Д. Гей:

Покорная овца безвинно умирала
На бойне под ножом кровавым мясника,
А стадо робкое безропотно стояло,
На смерть ужасную смотря издалека,
И очереди ждало.
Свирепый боров дикий мимо проходил
И злобно насмехался и дразнил
Дрожащее, беспомощное стадо:
«Вот, бьют вас, подлых трусов. Так и надо!
………………………………………
Старик баран сказал: «Что лаешься напрасно?
Чем виноваты мы? Наш кроткий род таков,
Что нет у нас клыков,
Но мы пред нашей смертью лютой и ужасной
Глядим в глаза врагов
И знаем, умирая: в каждом злом деянье
Есть злу — возмездие, насилью — воздаянье;
На этих самых бойнях, где нас бьют,
В кровавых лоскутах бараньей кожи смрадной
Враги жестокие найдут
Орудья казни беспощадной.
Двух грозных мстителей людской природы всей:
Пергамент — для судебных кляузных писаний,
Раздоров, пререканий
И звонкий барабан, зовущий в «поле браней»,
Ведущий в смертный бой озлобленных людей.
Давно сторицею отметили за барана —
Пергаменты и барабаны!

     Доброе отношение к животным, готовность ущемить себя, чтобы не причинять страдания другому существу, возвышают человека. Если, действуя гуманно по отношению к людям, человек еще может рассчитывать на какую-то компенсацию своих добрых поступков, то доброта в отношении животных — это чистый альтруизм, не ищущий награды. Этическое вегетарианство приобщает человека к самой бескорыстной, самой совершенной форме взаимоотношений с окружающим миром.

И.Л. Медкова, Т.Н. Павлова

по материалам независимой вегетарианской группы Другой путь

до скорой встречи на страницах блога — Зеленая Лампа

Понравился пост, поделись с друзьями:

Не забудьте подписаться на обновления проекта Зеленая Лампа

введите ваш e-mail:

Читайте также:

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *